You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Хроническая сердечная недостаточность

Хронической сердечной недостаточностью (ХСН) называют состояние, при котором сердце утрачивает способность обеспечивать метаболические потребности организма. Наблюдается венозный застой и недостаточность кровоснабжения внутренних органов. Предпосылками развития ХСН считаются гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Клиника ХСН достаточно разнообразна и зависит от тяжести и длительности её течения. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Отсутствие лечения грозит серьезным ухудшением состояния больного.

Чаще всего хроническая сердечная недостаточность проявляется следующими симптомами:

• одышкой при физических нагрузках, при переходе больного в лежачее положение, а позже и в состоянии покоя;
  • головокружением, усталостью и слабостью;
  • тошнотой и отсутствием аппетита;
  • отеками нижних конечностей;
  • развитием асцита (скоплением жидкости в брюшной полости);
  • увеличением веса на фоне отечности;
  • быстрым или нерегулярным сердцебиением;
  • сухим кашлем с выделением розоватой мокроты;
  • снижением интеллекта и внимания.

Хроническая сердечная недостаточность - группа риска
Нижеперечисленные факторы риска или хотя бы один из них могут провоцировать развитие ХСН. При сочетании нескольких факторов вероятность возникновения хронической сердечной недостаточности повышается в разы.

Группу риска по развитию ХСН составляют больные, страдающие следующими заболеваниями:

• ишемическая болезнь сердца;
  • инфаркт миокарда в анамнезе;
  • повышенное артериальное давление;
  • нарушение ритма сердца;
  • сахарный диабет;
  • врожденный порок сердца;
  • частые вирусные заболевания;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • алкогольная зависимость.

Диагностика и лечение

Основной диагностический инструмент — ЭхоКГ. Кроме того, пациента направляют на ЭКГ (в т. ч. суточное, с нагрузкой), рентгенографию органов грудной клетки, коронографию, УЗИ почек, печени и щитовидной железы.

Терапия ХСН делится на:

• медикаментозную (прием ингибиторов АПФ, диуретиков, антагонистов рецепторов к ангиотензиногену II, бета-адреноблокаторов, антикоагулянтов, антиагрегантов, нитратов, сердечных гликозидов, гиполипидемических препаратов, антагонистов кальциевых каналов);
  • хирургическую (оперативная коррекция первоначального заболевания, установка электрокардиостимулятора, стентирование, аорто-коронарное шунтирование и т. д.).

Пациент получает рекомендации по оптимизации режима труда и отдыха, правильному питанию и физической активности. Важно тщательно соблюдать все врачебные предписания по приему лекарств.
В медицинском центре «Земский Врач» можно записаться на прием к высококвалифицированному кардиологу.