You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Кашель: многоликий и коварный

Кашель сопровождает множество различных болезней. Он может быть незначительным. В этом случае у человека возникает только легкое покашливание. Или, напротив, кашель может стать мучительным. Такой симптом вызывает целый поток слез и раздирающую боль в груди. Это разные виды кашля. И с каждым из них нужно правильно бороться. Итак, чем лечить кашель? И на что обратить внимание, чтобы правильно подобрать лечение?

Кашель, в силу его распространенности, всегда кажется простым процессом. Однако для его появления в организме должен сработать соответствующий механизм. Изначально в дыхательных путях возникает раздражение. Спровоцировать его могут самые разные причины:

• болезнетворные вирусы, бактерии;
  • пыль;
  • кусочки пищи;
  • химические вещества;
  • слизь из носовых путей;
  • аномалии развития гортани, трахеи, голосовых связок;
  • некоторые заболевания ЖКТ;
  • сухой или холодный воздух.

В дыхательных путях расположены кашлевые рецепторы. Как только патологический процесс их затрагивает, в мозг тут же передается сигнал. Кашлевой центр, получивший информацию о раздражении, немедленно реагирует на подобное вторжение. Появляется кашель. Именно он служит физиологической реакцией кашлевого центра на раздражение.

Кашель – это только симптом, указывающий на протекание в организме патологического процесса. Причем таким процессом может быть как безобидная реакция на чрезмерно горячий воздух, так и коклюш или онкология.

В большинстве случаев лечение самого кашля не особо эффективно, так как он вернется после отмены ЛС, если не разобраться с его причиной. Поэтому самой важной частью терапии является борьба с вызвавшим этот симптом заболеванием, что далеко не всегда возможно в рамках концепции ответственного самолечения, то есть без консультации врача.

За медицинской помощью обязательно нужно обратиться, если:

• кашель и повышенная температура не проходят более двух недель;
  • имеют место симптомы удушья и одышки;
  • кашель сопровождается выделением гнойной или кровавой мокроты;
  • приступы кашля продолжаются более часа;
  • у больного изменился голос, он похудел или чувствует слабость.

Итак, кашель может быть:

1. Сухим. Его еще называют непродуктивным. При таком кашле не выделяется мокрота. Симптом всегда мучителен и очень изнуряет пациента. При сухом кашле возникают жалобы на режущую боль в горле и раздирающую в груди. Такой вид часто возникает на начальной стадии простуды и предшествует мокрому кашлю.
  2. Влажным. Этот вид кашля называют продуктивным. Он сопровождается выделением мокроты. Благодаря отхождению слизи выводятся патогенные микроорганизмы из дыхательных путей. Если этот кашель появляется вслед за сухим, то он свидетельствует о начале выздоровления пациента.

Тактика борьбы с кашлем полностью зависит от его вида. Если пациента мучает сухой кашель, то лечение должно быть направлено на его перевод во влажный. В случае мокрого кашля необходимы препараты, разжижающие и улучшающие вывод слизи.

Если сухой кашель не проходит на протяжении длительного времени, то подсказать, чем его лечить, может только врач. Затяжной симптом может сигнализировать о серьезных проблемах в организме или неправильно подобранной тактике лечения, грозящей развитием осложнений.

Общие рекомендации по лечению кашля

Чтобы ускорить процесс выздоровления, больному необходимо создать специальные условия. Врачи советуют:

1. Оптимальная температура. Не стоит держать пациента (даже если больной – ребенок) в чрезмерно теплом помещении. Значительно эффективнее происходит выздоровление человека, если в комнате поддерживается температура +18°С…+22°С.
  2. Регулярное увлажнение. Если несчастного мучает сухой кашель, то снизить выраженность симптоматики позволяет увлажнение воздуха. Оптимальная влажность – 50-70%. Такой воздух способствует переходу сухого кашля в продуктивный. Кроме того, увлажненный воздух способствует разжижению вязкой слизи и улучшает ее вывод. А это помогает бороться с влажным кашлем.
  3. Обильное питье. Больному рекомендуется пить больше жидкости. Полезны травяные чаи, отвары шиповника, компоты из сухофруктов. Обильное питье способствует снижению интенсивности приступов и позволяет легче переносить кашель. Кроме того, при достаточном поступлении жидкости значительно уменьшается интоксикация организма. Благодаря этому удается избежать неприятных осложнений простуды.
  4. Ингаляции. Прибегать к таким процедурам можно только в том случае, если у пациента нет высокой температуры. Для ингаляций используют лечебные травы или специальные медикаменты. Такие процедуры смягчают слизистую горла, снижают интенсивность кашля, улучшают эвакуацию слизи. Детям до 4 лет ингаляции не делают.

Лечебные травы

При сухом кашле помощь принесут травяные чаи и отвары. Такие напитки уменьшают выраженность приступов, успокаивают больное горло и способствуют переходу мучительного кашля в продуктивный.

С этими задачами справятся следующие растения:

• шиповник;
  • полевой хвощ;
  • шалфей;
  • подорожник;
  • ромашка;
  • алтей;
  • солодка.

Если у больного нет аллергии, то можно в отвар или чай вместо сахара добавлять ложку меда. Полезное лакомство эффективно борется с сухим кашлем и способствует повышению иммунитета.

Как мы уже писали, кашель — это не отдельное заболевание, а симптом огромного количества разных недугов. Причем далеко не всегда его появление может свидетельствовать о простуде. Купировать этот симптом можно при помощи современных препаратов, которые доступны в продаже и стоят сравнительно недорого. А чтобы убедиться в том, что лекарственное средство вам подходит, стоит проконсультироваться с лечащим врачом.

В медицинском центре «Земский Врач» можно записаться на прием к высококвалифицированному врачу-терапевту.